Социально-психологическая служба
Школьный психолог
КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
Общероссийский детский телефон доверия |
8-800-2000-122 |
Горячая линия экстренной психологической помощи |
8-800-600-31-14 |
Здоровая Россия. Проект Минздрава России. Бесплатная горячая линия Консультации по вопросам здорового образа жизни |
8-800-200-0-200 |
Портал «Вместе против буллинга» |
|
Линия помощи «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09:00 до 18:00 по рабочим дням) |
8-800-25-000-15 |
Телефон доверия для подростков и молодежи по вопросам психологической и юридической помощи |
8 (391) 260-27-20 |
Представитель Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае по Ужурскому району Елена Борисовна Калышева |
+7-913-193-74-19 |
КГБУ СОЦентр семьи «Ужурский» |
8 (39156) 2-19-00 |
ТЕЛЕФОНЫ И ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет |
|
Портал «Растим детей. Навигатор для современных родителей» - бесплатная консультационная помощь родителям (законным представителям) по вопросам развития, воспитания и образования детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства. |
Растимдетей.рф |
Психологический университет для родителей «Быть родителем» |
бытьродителем.рф |
Здоровая Россия. Проект Минздрава России. Бесплатная горячая линия |
8-800-200-0-200 |
Горячая линия «Ребёнок в опасности» Следственного комитета Российской Федерации. |
8-800-100-12-60#1 |
Портал «Вместе против буллинга» |
|
Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете |
|
Краевая служба консультирования КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» |
8-800-700-24-04 |
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогически университет им. В.П. Астафьева» |
|
представитель Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае по Ужурскому району Елена Борисовна Калышева |
+7-913-193-74-19 |
КГБУ СОЦентр семьи «Ужурский» |
8 (39156) 2-19-00 |
ЕДДС Ужурского района |
8(39156)21-3-54; 8-902-992-61-34 |
Модель психологической службы
Функции педагога-психолога:
конструктивно-просветительская (профилактика и предупреждение конфликтов; формирование приемов и навыков общения; планирование и проведение профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития)
консультационная (объяснение и психологическая интерпретация отдельных состояний, настроений преподавателей и учащихся или особенностей их поведения в профессиональной или учебной деятельности и семейной жизни)
воспитательная (морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определенных личностных качеств, организацию адекватных межличностных отношений)
психопрофилактическая (диагностика, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием)
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся их неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему- то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком!!!
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.
Роль семейного воспитания
Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют 4 типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:
· ТРАВМИРУЮЩАЯ СЕМЬЯ. В такого рода семье ребенок отождествляется либо с агрессором, либо с жертвой, что сопровождается с чувством стыда и беспомощности. От этого состояния ребенок впоследствии будет пытаться избавиться с помощью какого-либо объекта зависимости (алкоголь, наркотики или компьютер).
· НАВЯЗЧИВАЯ СЕМЬЯ. Семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формирующая у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания.
· ЛЖИВАЯ СЕМЬЯ. В такой семье ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение и деперсонализацию.
· НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СЕМЬЯ, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт. Вся жизнь – игра! Фраза, приписываемая Шекспиру, стала реальным девизом нашей жизни. По данным Яндекса, слово «игра» в 6 раз более востребовано, чем слово «любовь».
ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
· Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
· Ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
· Ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
· Ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретение новых игр; ·
· Ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
· У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
· Чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
· Прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере; ·
· Ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
· Ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
· Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок (при игре дети практически не моргают) может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.
Факторы, способствующие развитию пристрастия ребенка к компьютерной игре:
· Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
· Отсутствие ответственности;
· Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
· Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
· Возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем. По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки. Именно у этой категории обучающихся появляется навязчивое стремление уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Специалисты относят подобный вид зависимости к тяжелым эмоциональным расстройствам, специфической эмоциональной «наркомании».
Стадии психологической зависимости от компьютерных игр
1. Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет ребенку с довольно большой приближенностью к реальности осуществлять свои мечты: становится супергероем, преследуя и побеждая других и т.д. Специфика этой стадии в том, что потребность в компьютерной игре носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре на этой стадии еще не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, станет появление в иерархии потребностей новой потребности – игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет доступа к компьютеру по каким - либо причинам, то на данной стадии возможны достаточно активные действия по устранению этих причин.
3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир.